Использование собак для служебных целей невозможно без предварительной дрессировки.
Выработанные и закрепленные при дрессировке действия обеспечивают хорошее послушание (дисциплину) собаки и подготавливают ее к выполнению какой-либо службы: караульной, защитно-караульной, розыскной и др. В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на поведение собаки и изменяет его в желаемом направлении. Поведение — это совокупность всех действий животного, благодаря которым организм приспосабливается к окружающей среде и удовлетворяет свои жизненные потребности в пище, в самозащите от различных неблагоприятных воздействий, в продолжении своего рода и т. д. Поведением выдрессированной собаки управляет дрессировщик, побуждающий собаку своими сигналами (командами и жестами) к совершению определенных действие (посадка, возвращение на место, охрана вещи, защита поста, розыск человека по следу). Поведение недрессированной собаки обусловливается только биологическими потребностями организма и воздействием окружающей среды. Чтобы успешно дрессировать собаку и воздействовать на ее поведение, нужно правильно оценивать свои действия в отношении собаки и хорошо разбираться в особенностях ее поведения. А для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки.
Теоретические основы дрессировки базируются на учении великого русского физиолога И. П. Павлова (1849—1936 гг.) о высшей нервной деятельности.
Возможные ошибки дрессировщика
В процессе занятий дрессировщик может допустить различные ошибочные действия в отношении собаки. Ошибки дрессировщика не только затрудняют дрессировку и снижают ее качество; в дальнейшем они могут явиться препятствием для использования служебной собаки.
Причинами возможных ошибок могут быть слабая теоретическая подготовка дрессировщика, недостаточный практический опыт, отсутствие анализа процесса дрессировки.
Наиболее часто при дрессировке совершают следующие ошибки:
1. Недооценивают или переоценивают особенности поведения собак. Это происходит из-за субъективного подхода к животному, из-за того, что игнорируется качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и собаки. Дрессировщик как бы «очеловечивает» собаку.
В результате этого он приписывает собаке способность сознательно относиться к своим действиям и т. п. Такой дрессировщик, кроме положенных команд, начинает «разговор» с собакой, уговаривая ее выполнить то или иное действие, или даже угрожает ей.
Подобные действия затрудняют выработку условных рефлексов на соответствующую команду, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами). А, как известно, посторонние звуковые раздражители вызывают у собаки отвлечение (ориентировочную реакцию), которое тормозит выполнение различных команд.
Дрессировщик, приписывающий собаке способность осознанно понимать значение слов команды, начинает неправильно пользоваться командами, как определенными условными раздражителями. Например, побудив собаку по команде «Аппорт» взять аппортировочный предмет, он при взятии этого предмета из пасти собаки использует не одну положенную для этого команду «Дай», а говорит «Дай аппорт». С «человеческой» точки зрения здесь нет никакой ошибки, но по существу происходит нарушение основного принципа выработки условного рефлекса. У собаки на команду «Аппорт» воспитывается условный рефлекс схватывания предмета; эта команда означает для собаки необходимость держать в пасти аппортировочный предмет. Команда «Дай» является условным раздражителем на отдачу предмета дрессировщику. Следовательно, одновременное использование этих двух команд «Дай», «Дай аппорт» будет воспринято, как одновременное выполнение двух взаимно исключающих действий «отдать и взять». Такое неправильное сочетание двух названных команд не только затрудняет отработку необходимого навыка, но и может вызвать у собаки срыв нервной деятельности.
2. Возможна и другая ошибка. Допустим, что во время выгуливания без поводка собака отвлеклась на какой-либо посторонний раздражитель, (кошка, птица, другая собака и т. д.) и не подходит сразу на подзыв дрессировщика по команде «Ко мне», а выполняет подход только после нескольких повторных команд. Если наказать собаку в этом случае (в момент подхода к дрессировщику), то будет нарушен основной принцип выработки условного рефлекса на команду «Ко мне», основанного на пищевом рефлексе и получении лакомства при подходе к дрессировщику. Наказание собаки при подходе к дрессировщику вызовет у нее оборонительный рефлекс, и в дальнейшем животное будет «бояться» подходить к дрессировщику. Кроме того, у собаки образуется нежелательная связь — собака будет «бояться» поводка в руках дрессировщика; это также затормозит ее подход к дрессировщику.
Нужно помнить, что «наказывать» собаку (в том смысле, как это понимает человек) совершенно недопустимо. В дрессировке используется не наказание, а «запрещение».
Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучать ее поведение и влияющие на него условия, выяснять причины, которые нарушают «работу» собаки.
Недооценка «способностей» (высшей нервной деятельности) собаки обычно является результатом незнания типа высшей нервной деятельности и преобладающих реакций животного. Из-за этого игнорируется индивидуальный подход к собаке при дрессировке, не учитывается наибольшая пригодность собаки к определенному виду службы, применяется шаблонный подход к животным в процессе дрессировки. Одни и те же методы дрессировки неприменимы для собак различного типа высшей нервной деятельности (возбудимых, спокойных, злобных, трусливых, собак с преобладанием пищевой реакций и без нее). Без индивидуального подхода к животным при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но и можно испортить собаку.
Главнейшим условием выработки условного рефлекса является последовательное сочетание условного и безусловного раздражителей. При этом условный раздражитель (команды) должен предшествовать действию безусловного раздражителя или проявляться одновременно с ним.
Однако это правило часто нарушается начинающими дрессировщиками. Они не учитывают того, что, в случае, когда условный раздражитель применяется после безусловного, выработка условного рефлекса весьма затрудняется. Если, например, рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика использовать раньше, чем подана команда «Рядом», условный рефлекс на команду «Рядом» не вырабатывается. Жест подзыва, поданный после команды «Ко мне», затруднит приучение собаки к жесту.
Грубой ошибкой дрессировщика будет также злоупотребление той или другой командой в процессе дрессировки. Не добившись прочного условного рефлекса на команду, дрессировщик начинает многократно повторять ее, не используя одновременно необходимое безусловное подкрепление; при этом он считает, что собака выполнит требуемое действие. На самом же деле такое многократное применение команды без безусловного раздражителя вызовет у собаки постепенное ослабление (угасание) условного рефлекса на команду и приведет к тому, что у нее не выработается безотказность и четкость в выполнении навыка.
Очень часто дрессировщики недооценивают значение различных интонаций и произносят команды в одной интонации. В результате дрессировщик теряет возможность использовать интонацию, как весьма важный вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды.
Чтобы избежать этой ошибки, следует:
1) первоначально подавать команду в обычной (приказной) интонации, за исключением особых случаев (команда «Фасс» или «Фу»);
2) в случае когда собака не выполняет действие, следует повторить команду в угрожающей интонации; если выполнение задерживается, то нужно вновь повторить команду в угрожающей интонации и подкрепить ее безусловным раздражителем механического порядка (нажатие, рывок поводком, строгий ошейник, удар хлыстом).
Однако нельзя злоупотреблять частым использованием угрожающей интонации — это приведет к тому, что собака перестанет на нее реагировать. Не следует также злоупотреблять в процессе дрессировки принуждением в виде сильных механических и болевых раздражителей (особенно строгий ошейник и хлыст). Не рекомендуется проявлять чрезмерно ласковое и нетребовательное отношение к собаке, это выводит животное из подчинения дрессировщику.
Используя лакомство в целях поощрения, нельзя при этом забывать оглаживание собаки и восклицание «Хорошо» в ласковой интонации. Это позволит постепенно ограничить дачу лакомства и широко использовать другие поощрения.
Злоупотребление лакомством приводит к тому, что собака, ожидая лакомства, усиленно отвлекается на самого дрессировщика и приучается выполнять команды только при условии пищевого подкрепления.
Частой ошибкой при дрессировке собак является злоупотребление запрещающей командой «Фу». Необходимо помнить, что эта команда должна являться для животного наиболее сильным условным тормозным раздражителем, прекращающим различные нежелательные действия. Частое использование команды «Фу» без подкрепления безусловным раздражителем ведет к ослаблению (угасанию) условного рефлекса на эту команду. Частое применение команды «Фу» с безусловным подкреплением (сильный рывок поводком, строгий ошейник, удар хлыстом) вызывает у животного длительное угнетенное состояние. Это затормаживает проявление всех других навыков и нарушает правильный контакт между дрессировщиком и собакой.
Во всех случаях, там, где это возможно, взамен команды «Фу» следует использовать какую-либо другую, соответствующую данному случаю команду. Если, например, во время занятий по общей дрессировке собака, отвлекаясь на посторонний раздражитель, пытается самостоятельно изменить свое положение (встать из положения посадки или укладки, бежать в сторону привлекающего ее раздражителя), то нужно использовать команду, соответствующую тому действию собаки, которое она не выполняет или пытается изменить. Бывает, что при контрольной выборке вещей неопытный дрессировщик может спутать искомый предмет; при попытке собаки взять требуемую вещь дрессировщик, считая, что животное совершает ошибочное действие, подает команду «Фу». Подобное использование этой команды ведет к торможению навыка выборки вещей. Не следует также применять команду «Фу» при отвлечении собаки в процессе проработки следа. В этом случае нужно использовать команду «След» в угрожающей интонации.
Команду «Фу» целесообразно использовать при попытках собаки совершить следующие нежелательные действия: взять пищу из чужих рук иди подобрать ее с земли; наброситься на прохожих, на собак и т. д.
Грубейшей ошибкой дрессировщика является излишняя поспешность, влекущая за собой нечеткую отработку и недостаточное закрепление навыков. В результате этого стойкие условные рефлексы на команду не вырабатываются, поэтому дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки, особенно в усложненных условиях, и успешно вести дальнейшую дрессировку.
Рекомендуется избегать повторения закрепленных навыков в одной и той же последовательности. Это вызовет образование прочной условно-рефлекторной связи на определенную систему действий (стереотип) и собака перестанет подчиняться своему дрессировщику. Если, например, пропускать собаку в одной и той же последовательности на преодоление препятствий, она прочно «запомнит» эту последовательность и начнет преодолевать все препятствия друг за другом лишь по одной, первой команде, не задерживаясь перед каждым препятствием.